Дидактические игры на занятиях  обучению  грамоте.

Составитель: Жуйкова Анна Викторовна,

Пояснительная записка

      Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.

      Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

       Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работе и в самостоятельной деятельности каждого ребенка.

      Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре «Волшебные лучики», может применяться на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом экологического уголка.

Раз ступенька, два ступенька»

(для детей 5 – 7 лет)

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений, в верхнем правом углу наборного полотна находится магнитная доска, на которую выставляются фишки за правильное выполнение задания.

Методика проведения:

1 вариант: Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.

2 вариант: Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

3 вариант: Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

4 вариант: В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

«По волнам звуков и букв»

(для детей 6 – 7 лет)

Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

Дидактический материал (оборудование): Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду «надувая паруса»), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.

Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.

1 вариант: На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них «волны» для корабликов.

2 вариант: Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначить его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.

«Тренажер для развития речевого дыхания»

Цель: Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Дидактический материал (оборудование): Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые. Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики.

Методика проведения: В зависимости от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила снежинки, бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели перелетные птицы и тд.).

Ребенок дует на легкие фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога. Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут.

 Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи, только через рот, а не через нос.

«Волшебные лучики» (обучение грамоте)

Цель: Обучать слоговому чтению.

Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.

          Методика проведения:

1 вариант: В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.

2 вариант: В кармашки ставятся карточки со слогами      . Дети читают слова.

3 вариант: Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.                                            

                                                                        «Волшебные лучики» (развитие элементарных математических представлений)

Цель: Учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать цифровую запись (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи.

Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, карточки с цифрами и знаками: больше, меньше, равно

1 вариант: В кармашки ставятся карточки с цифрами. Педагог предлагает детям сложить их в сумму, вычесть или сравнить.

2 вариант: Дети самостоятельно выбирают цифры и знаки, заполняют карманчики. И придумывают арифметические задачи в соответствии с примерами.

Список использованной литературы

 1.     Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/ «Мозаика – Синтез», М., 2006.

2.     Журнал «Обруч» 2005.

3.     Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ «Учитель», Волгоград, 2005.

4.     Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом «Литера», СПб., 2006.

5.     Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки»/ «Сфера», М., 2008.

6.     Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет/ «Сфера», М., 2005.

7.     Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет/ «Ювента», М.,2006.

8.     Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста/«Учитель», Волгоград, 2006.

9.     Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе/ «Учитель», Волгоград, 2005.

10.                       Научно – методический журнал «Логопед» №2/2008.

11.                       Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ «Айрис – пресс», М., 2007.

12.                       Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ «Феникс» - Ростов на/Д,2008.

13.                       Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ «Мозаика – Синтез», М., 2006.

 14.                       Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ «Мозаика – Синтез», М., 2006.